Не всегда просто продифференцировать диагностику болезней верхнечелюстной пазухи. Особенно это сложно сделать при деструкции костных стенок пазух, которые сопровождают ярко-выраженные изменения, вызванные воспалениями пазух. В таких случаях существует серьезная опасность развития или прогрессирования онкологии, поэтому обследование и лечение таких больных происходит с учетом особенных обстоятельств и крайне аккуратно под чутким наблюдением врачей.
Так как такие случаи в клинической практике крайне редки, мы рассмотрим случай, произошедший довольно давно. Больной обследовался и лечился в Тверском онкологическом диспансере, отделении патологии головы и шеи.
22-летний молодой человек обратился с жалобами в онкологический диспансер. У него было затруднено носовое дыхание с левой стороны, появилась отечность в области левой щеки, зубная боль во время еды в районе моляров. Отоларинголог прописал сосудосуживающие капли, которые не принесли никакого облегчения. На рентгенограмме пазух носа было обнаружено подобие кисты. С подозрением на опухоль в верхнечелюстной левой пазухе, пациента направили в ОПГШ ООД.
В процессе исследования смогли обнаружить, что область клыковой ямки отечна с левой стороны, слегка болезненна и явно инфильтрирована или уплотнена. Инфильтрат сросся с челюстью, затруднено носовое дыхание слева. Появились незначительные слизисто-гнойные выделения из левой стороны носа. Интактны зубы, отсутствует 28.
Рентгенограмма показала умеренное затемнение в придаточных носовых пазухах. Обследование обнаружило истончение скулоальвеолярного гребня, а также кости нижнеглазничной и носовой стенок. Верхненаружнозадняя проекция сегмента левой пазухи давала плотную тень, что было очень похоже на 28 зачаток. Также была видна узкая кольцевидная тень с диаметром около 25 миллиметров. При помощи панорамной рентгенограммы смогли определить снижение плотности кости в районе дна и бугра левой верхнечелюстной пазухи. Рентгенологические и клинические данные при сопоставлении показали деструкцию стенок пазухи, инфильтрацию тканей клыковой ямки. Эти данные значительно повлияли на увеличение подозрения на опухоль пазухи. Была необходима гистологическая верификация, поэтому пациенту под местной и проводниковой анестезией была проведена биопсия и диагностическая гайморотамия. Гайморотамия обнаружила костный дефект передней стенки, оболочку кисты и отек слизистой пазухи. Во время гистологического исследования обнаружена частичная эпителизация оболочки кисты из грануляционной и соединительной ткани.
Диагноз в связи с исследованиями был поставлен такой: ретенция 28, хронический гайморит, киста верхнечелюстной пазухи, хронический остеомиелит левой верней челюсти. Радикальная гайморотамия под наркозом слева была выполнена после того, как прошло 12 дней с последней биопсии. Это обследование обнаружило занимающую почти всю пазуху кисту. 28 находился в полости кисты. Были обнаружены ярко-выраженные дефекты передней, носовой, нижнеглазничной (подглазничный нерв обнажен) стенок пазухи. Область скулоальвеолярного гребня, кость в области бугра тоже выявляли серьезные нарушения. Обнаружены дефекты кости неправильной округлой формы, имеющими размер 15-20 миллиметров и склерозированные четкие края. Основу кисты составляла соединительная ткань, имеющая костные балочки. Слизистая пазухи утолщена, сильно отечна, имела участки грануляционной ткани местами с эрозией и воспалительной инфильтрацией. Про опухоль не было выявлено никаких данных.
Пациент был выписан уже через две недели с полным выздоровлением. Тщательное обследование после выписки в течение 3 месяцев не показывало нарушений, больше заболевания верхнечелюстной пазухи не обнаруживались.
Случай примечателен тем, что симптомы, характерные одновременно для нескольких заболеваний, наблюдались у пациента все сразу. Это и киста, и гайморит, и остеомиелит, и ретензия зуба, и даже злокачественная опухоль верхней челюсти. Ошибки в диагнозе могут привести серьезным последствиям для пациента. Поэтому крайне важно в подобных случаях проводить тщательное гистологическое исследование. Это поможет установить правильный окончательный диагноз, избежать диагностических ошибок и, соответственно, назначить правильное лечение. Обычная гайморотамия не всегда распознает наличие злокачественного процесса. Необходимость проведения диагностической гайморотомии исключает допущение серьезных ошибок при установлении диагноза.